elsa_brabant (elsa_brabant) wrote,
elsa_brabant
elsa_brabant

Category:

"L'Arpeggiata": и на дуде игрец



Недавно я писала про итальянскую певицу Лючиллу Галеацци, и упомянула об ансамбле старинной музыки "L'Arpeggiata". Теперь о нём немного подробнее.

Слушая "Арпеджиату", думаю, как люди умеют придумывать и разворачивать свои творческие проекты так, что в любом случае проиграть невозможно. Тот самый метод, когда яйца умело разложены по многим корзинам.

"Арпеджиата" – это ансамбль старинных барочных инструментов, основанный семь лет назад Кристиной Плухар в Париже. Сама она бывшая гитаристка, которая позже перешла в аутентичную «веру», то есть стала исполнительницей на лютне и барочной арфе (этот инструмент она преподает в Гаагской консерватории). В своем ансамбле она играет на теорбе – это такая огромная басовая лютня, которую можно увидеть в видеороликах слева.

В барочную эпоху каких только инструментов не было, и каждый существовал еще в нескольких разновидностях. Люди любили музицировать и понимали в этом толк. В "Арпеджиате" можно увидеть целую коллекцию инструментов того времени (скорее всего, реконструкции): барочная скрипка со струнами из скрученных овечьих кишок и выгнутым смычком, разные лютни (что-то вроде гитары с грушевидным корпусом), маленькую барочную гитару, виолы (напоминающие скрипку-виолончель-контрабас), корнет (изогнутый рог с семью дырочками), барочные кларнет и флейту, всякие ударные, клавесин и орган.

Аутентичное исполнение музыки эпохи барокко - мейнстрим сегодншнего дня. Теперь считается хорошим тоном играть Баха, Вивальди и Генделя на инструментах их времени.

Таких исполнителей сейчас готовят во всех консерваториях и музыкальных академиях Европы, и Кристина Плухар привлекла самых лучших. Чего стоит, например, Дорон Шервин – виртуоз корнета!

Все они «исторически ориентированы», то есть не только умеют играть на этих инструментах, но и владеют стилем барочной импровизации (в те времена нотная запись не точно фиксировала каждый звук, а только намечала основной вектор музыкального движения, каждый музыкант должен был «сочинять» свою партию). Поэтому двух одинаковых исполнений быть не может, каждый раз новые детали создаются прямо на твоих глазах.

На этом и основана идея ансамбля. Импровизация – это основной принцип сразу нескольких музыкальных пластов: барочной музыки, народной культуры и джаза. И на точке этого пересечения Кристина Плухар построила свой проект.

"Арпеджиата" играет светскую старинную музыку с джазовым привкусом. Джаз – со старинным звучанием. А народная музыка у них где-то посередине, это ведь тоже архаическая культура. Никакого рафинированного академизма, за что их ругают критики и иногда даже морщится публика. Но в целом они умудряются раздать всем сестрам по серьгам.

С ними работает целая команда солистов разных жанров и стилей.
Там и известные джазмены, и модные контратеноры, и сопрано, и фолк певцы.

В этом трио задушевную песню испанского анонима 17 века поют оперное сопрано из Испании Ракель Андуэса, греческая исполнительница народных песен Катерина Попандопулу и итальянский альт Винченцо Капецутти (он еще и профессиональный танцовщик).



Кристина Плухар, мягко улыбающаяся из-за своей теорбы – проницательный стратег и на все руки мастер. Сегодня она сидит в библиотечных архивах, разыскивая неизвестные рукописи забытых композиторов, открывая по сути новые имена для истории музыки, а завтра сочиняет мюзикл, привлекая по всем правилам пиара раскрученных исполнителей типа незрячего аргентинского гитариста и певца Nahuel Pennisi , который совершенно душераздирающе поет зонги Орфея, оплакивающего Эвридику, в мюзикле «Orfeo Chaman».



А это поп музыка первой половины 17 века – мадригал Клаудио Монтеверди «Zefiro Torna» ( это гений барокко уровня Вагнера): Филипп Жарусски и прекрасное испанское сопрано Нурия Риал. Такими песнями 400 лет назад развлекалась флорентийская знать (пели под лютню сами).

Вот вольный пересказ текста:


Зефир сладким дыханием наполняет воздух,
Волнующим шёпотом трогает зеленые листья,
И цветы танцуют под нежные звуки его пения.
Филлис и Хлорис, надев на волосы венки,
Поют исполненные радости любовные песни.
Они летят над горами и долинами
И отражаются эхом в пещерах.
Загорается прекрасная заря,
Солнце разливает свое золото
И отражается серебром
На небесно-голубом покрывале Фетиды.

Один я, несчастный и одинокий, брожу по лесу,
Опаленный жаром твоих прекрасных глаз.
В моей песне только рыдания,
И горькие муки напрасных надежд.




Недавно с "Арпеджитатой" стал выступать молодой польский контратенор Якуб Орлински.

Не удержусь, чтобы не показать его ролик, где он технично поет Вивальди (с другим ансамблем, правда).



А здесь он уже с "Арпеджиатой" демонстрирует виртуозный брейк данс. Тут все не в своем амплуа, Дорон Шервин читает рэп, например) Заводила в этих веселых перфонансах, которые так любит публика - Винченцо Капецутти.



Это вполне аутентично, кстати, потому что в серьезные оперы эпохи барокко обязательно вставлялись комедийные эпизоды или танцевальные сценки, чтобы развлечь зрителей.

Каждый год "Арпеджиата выпускает по диску очень хорошего качества и всегда с новой концепцией, гастролирует по всему миру. Вот, к примеру, недавно они с успехом выступали в Карнеги-холле.

Если не подходить к их аутентизму с очень строгими мерками, то можно поставить им в заслугу то, что они преодолели искусственную замкнутость эпох и стилей и сделали старое живым и актуальным, гораздо более актуальным, чем собственно современная музыка. И поймали в свои творческие сети максимальное количество публики, причем из совершенно разных слушательских аудиторий.

Вот результат точного расчета, смелости, неутомимости и отличного качества.

Напоследок - пьеса итальянского композитора 17 века Тарквинио Мерула.



Tags: #l'arpeggiata, #Арпеджиата, Филипп Жарусски, музыка
Subscribe

  • Про Холмса и Ватсона

    Я тут за компанию присоединилась к просмотру старого советского сериала (тогда еще и слова такого не было) Приключения Шерлока Холмса и доктора…

  • Еще раз про: Ромео и Джульетта NEW!

    Вчера уважаемый chumakin в комментариях в моему вчерашнему посту в goodpeople о Ромео и Джульетте дал интересную ссылку на…

  • Про Ромео и Джульетту

    Сегодня случился повод перечитать Ромео и Джульетту. Оказалось, что поговорка «повторение – мать учения» имеет второй смысл: я не только закрепила…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • Про Холмса и Ватсона

    Я тут за компанию присоединилась к просмотру старого советского сериала (тогда еще и слова такого не было) Приключения Шерлока Холмса и доктора…

  • Еще раз про: Ромео и Джульетта NEW!

    Вчера уважаемый chumakin в комментариях в моему вчерашнему посту в goodpeople о Ромео и Джульетте дал интересную ссылку на…

  • Про Ромео и Джульетту

    Сегодня случился повод перечитать Ромео и Джульетту. Оказалось, что поговорка «повторение – мать учения» имеет второй смысл: я не только закрепила…